Виды диктантов
Сейчас я хочу поговорить о диктантах. Я знаю, что многие учителя отказывается использовать эту форму работы, считая ее устаревшей и ссылаясь на нехватку времени. Я же лично вижу большие преимущества диктантов, поскольку тренируется не только орфографическая техника письма, зрительная память, но и материал для диктантов легко приспосабливается к разным этапам урока, лексическому или грамматическому материалу.
Наверняка и вы используете самые традиционные:
Слуховой диктант является традиционным, предполагающим буквальную запись под диктовку с целью понимания на слух и отработки правописания. Он может быть словарным, тренирующим орфографию проходимой лексики или же диктант может состоять из текста со словами и фразами из проходимой лексики.
Зрительный диктант начинается со зрительного восприятия текста, который затем будет диктоваться. На доске пишется текст. Затем ученики несколько минут зрительно его просматривают. Текст стирается с доски, и учитель его диктует.
Самодиктант предполагает записывание выученного учеником текста или стихотворения по памяти. В ходе подготовки к самодиктанту запоминается не только текст, но и его графическое написание.
Я практикую разные виды диктантов и вижу много преимуществ.
🔹ученики проявляют активность во время диктанта;
🔸диктанты — это путь к устной коммуникативной деятельности;
🔹диктанты можно проводить как при индивидуальных занятиях, так и в группах с разным количеством учеников (и даже в больших группах!);
🔸диктовать может как учитель, так и ученик;
🔹проверку выполненных работ могут проводить сами ученики, то есть осуществляется эффективный самоконтроль и взаимоконтроль;
🔸и, наконец, существует огромное разнообразие форм проведения диктантов; и все они легко применимы на разных уровнях изучения языка. Достаточно лишь наполнить их необходимым лексическим и грамматическим содержанием.
Диктанты, которые я предлагаю в приложении, взяты из методики Гете-института, где я в качестве стипендиата дважды проходила практику по методике обучения иностранному языку подростков.
Сегодня предлагаю вам первую часть диктантов.
- Gap dictation — Учащимся раздаются на рабочих листах тексты с пропущенными словами. Вы диктуете весь текст, учащиеся вставляют слова в пропуски.
- Free dictation — Вы раздаете ученикам рабочие листы с начальными словами вопросов. Диктуете вопрос. Учащиеся записывают вопрос и потом свой собственный ответ о себе. Далее следующий вопрос и т.д.
- Running dictation — По сигналу каждый член команды по очереди подбегает к «своему» тексту, смотрит на текст, запоминает одну фразу или предложение, возвращается назад, записывает эту фразу и передает старт другому ученику. Таким образом текст записывается частями.
- Partner (mutual) dictation — Работа в парах. Партнер А читает свою часть текста до пропуска, партнер B ее записывает. Следующий партнер B продолжает диктовать свою часть текста. И так по очереди, пока весь текст не будет записан.
- Picture dictation — Вы описываете картинку, а учащиеся рисуют то, что слышат. Данный вид диктанта очень хорошо подходит для учеников начальной школы и подростков, не требует подготовки, и его можно легко провести даже с большим классом.
- Time dictation — Вы диктуете время, а ученики записывают его словами и обозначают на циферблате часов.
- Visual dictation — Покажите Вашим ученикам весь диктант. После того, как они его прочитали, первое предложение закрывается, и ученики записывают это предложение по памяти. Далее закрывается второе предложение и таким же образом последовательно по одному закрываются следующие предложения.
- Self-dictation — Такой вид диктанта предполагает записывание выученного учеником текста или стихотворения по памяти.
И еще будут диктанты, как говорится,
to be continued…..
Скачать всю инструкцию по диктантам с рабочими листами здесь